Разделы сайта

Главная

Билеты по отдельным учебным предметам для выпускных экзаменов, экзаменов в порядке экстерната в 2017/2018 учебном году

БИЛЕТЫ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ В ПОРЯДКЕ ЭКСТЕРНАТА

2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования

Республики Беларусь

от 10.08.2016 № 696

Пояснительная записка

Обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью определения и оценки уровня освоения учащимися содержания учебного материала и сформированности способов учебно­познавательной деятельности. При проведении экзамена особое внимание нужно обратить на овладение учащимися целостными знаниями и комплексом умений, которые обусловлены требованиями реализации компетентностного подхода к подготовке учащихся по отечественной истории.

Обязательный выпускной экзамен проводится по билетам. Экзаменационные билеты разработаны отдельно для базового и повышенного уровней изучения в соответствии с требованиями учебных программ по истории Беларуси, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь в 2012, 2015, 2016 гг. На базовом уровне изучения предмета оцениваются системное освоение учащимися важнейших исторических понятий и событий в их хронологической последовательности с объяснением наиболее существенных причинно­следственных связей между ними, знание результатов деятельности персоналий и оценок специалистов относительно исторических фактов. На повышенном уровне изучения оценивается освоение учащимися общеисторических (социологических, политологических) понятий и проблемно­теоретического содержания учебного материала (обобщенных характеристик) с раскрытием причинно­следственных связей между явлениями (процессами), закономерностей (тенденций) общественного развития, сравнением разных точек зрения и аргументацией собственного мнения.

Первый и второй вопросы направлены на выявление знаний и умений учащихся по периодам с древних времен до 1917 г. и с 1917 г. до начала XXI в. При ответе на первый и второй вопросы особое значение придается выявлению теоретических и фактологических знаний выпускников о процессе и особенностях формирования многонационального белорусского этноса и его культурно­историческом наследии, основных этапах становления исторических форм государственности на территории Беларуси и белорусской государственности, средствах и результатах построения индустриального общества, вкладе белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне, становлении и развитии суверенной Республики Беларусь.

Третий вопрос ориентирован на проверку сформированности у выпускников умений сравнивать исторические факты (процессы) и объяснять (раскрывать) причинно­следственные связи между ними; соотносить факты (процессы) истории Беларуси и всемирной истории, а также исторические события в Беларуси с общественно­историческим процессом; раскрывать содержание исторических понятий (терминов); характеризовать деятельность исторических личностей и вклад деятелей науки (культуры) в ее развитие, а также отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы и искусства; анализировать содержание исторических документов; работать с историческими картами; определять исторические явления на основе статистических данных; сравнивать точки зрения или высказывать (аргументировать) свой собственный взгляд (мнение) по проблемам исторического развития Беларуси.

Содержательное наполнение третьих вопросов в соответствии с их формулировками разрабатывается учителями самостоятельно, при этом содержание заданий конкретизируется по способу деятельности и хронологическому периоду таким образом, чтобы избежать дублирования первых двух вопросов.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными настенными картами и репродукциями художественных произведений, в том числе на электронной основе (пункт 78 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38).

 

Экзаменационные билеты

(базовый уровень)

Билет № 1

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси.

2. События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

Билет № 2

1. Расселение восточнославянских племен на территории Беларуси и жизнь населения в VIII—IX вв.

2. Провозглашение и образование белорусской государственности в декабре 1917 — июле 1920 г.

3.                  Анализ содержания исторического документа.

Билет № 3

1. Полоцкое княжество в X—XI вв. Княжеско­вечевой строй.

2. Беларусь в условиях польско­советской войны 1919—1920 гг. Итоги Рижского мира.

3. Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории.

Билет № 4

1. Города на территории Беларуси в IX — середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан.

2. БССР в годы новой экономической политики. Участие в образовании СССР. Укрупнение территории.

3. Характеристика социально­экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

 

 

Билет № 5

1. Развитие культуры на белорусских землях в IX — середине XIII в. Религиозно­просветительские деятели.

2. Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920­х — 1930­е гг.

3. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам.

Билет № 6

1. Причины и процесс образования Великого Княжества Литовского. Происхождение названия княжества.

2. Общественно­политическая жизнь в БССР в конце 1920­х — 1930­е гг.

3. Соотнесение события в истории Беларуси с общественно­историческим процессом.

Билет № 7

1. Укрепление великокняжеской власти и государственный строй Великого Княжества Литовского в конце XIII — XIV в.

2. Положение Западной Беларуси в составе Польши (1921—1939 гг.).

3.               Раскрытие содержания исторических терминов.

Билет № 8

1. Кревская уния и ее влияние на положение белорусских земель.

2. Политика белорусизации и ее результаты. Развитие науки и образования, литературы и искусства в 1920—1930­е гг.

3. Объяснение причинно­следственных связей между историческими фактами.

Билет № 9

1. Борьба за великое княжение и изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV — первой половине XVI в. Грюнвальдская битва.

2. Воссоединение Западной Беларуси с БССР в условиях начала Второй мировой войны.

3.    Характеристика деятельности исторической личности.

Билет № 10

1. Социально­экономическое развитие белорусских земель в XIV — середине XVI в.

2. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси.

3. Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам.

Билет № 11

1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь».

2. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

Билет № 12

1. Объединение Великого Княжества Литовского и Польши в составе Речи Посполитой: причины, условия, итоги Люблинской унии. Статут ВКЛ 1588 г.

2. Массовая борьба белорусского народа против немецко­фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

3.                  Анализ содержания исторического документа.

Билет № 13

1. Становление фольварочно­барщинной системы хозяйствования в Великом Княжестве Литовском. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI — XVIII в.

2. Освобождение БССР от немецко­фашистских захватчиков. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

Билет № 14

1. Брестская церковная уния 1596 г. Реформация и Контрреформация, распространение униатства на территории Беларуси.

2. БССР в 1945—1953 гг.: послевоенное восстановление. Участие БССР в основании ООН.

3.               Раскрытие содержания исторических терминов.

Билет № 15

1. Культура Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVII в.

2. БССР во второй половине 1950­х — первой половине 1960­х гг. Изменения в общественно­политической жизни, формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов.

3. Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории.

Билет № 16

1. Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в.

2. БССР во второй половине 1960­х — первой половине 1980­х гг.: характерные черты общественно­политического и социально­экономического положения.

3. Характеристика социально­экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

Билет № 17

1. Разделы Речи Посполитой и их влияние на положение белорусских земель. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси.

2. БССР во второй половине 1980­х гг. Результаты реформирования советской общественно­политической системы. Осуществление курса на ускорение социально­экономического развития.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

Билет № 18

1. Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Беларусь во время Отечественной войны 1812 г. Полоцкий церковный собор 1839 г.

2. Развитие науки и образования, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950­х — 1980­е гг.

3. Соотнесение события в истории Беларуси с общественно­историческим процессом.

 

 

Билет № 19

1. Беларусь в первой половине XIX в.: общественно­политическое положение и социально­экономическое развитие.

2. Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 1990­х гг.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

Билет № 20

1. Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения.

2. Общественно­политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90­х гг. XX — начале XXI в.

3. Анализ исторических фактов на основе статистических данных.

Билет № 21

1. Восстание 1863—1864 гг. и общественно­политическое положение в Беларуси.

2. Основные направления социально­экономического развития Республики Беларусь.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

Билет № 22

1. События революций 1905—1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси.

2. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь.

3. Сравнение точек зрения на один и тот же исторический факт.

Билет № 23

1. Социально­экономическое развитие Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.

2. Развитие науки и образования, литературы и искусства в Республике Беларусь.

3.    Характеристика деятельности исторической личности.

Билет № 24

1. Культура Беларуси в 60­е гг. XIX — начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации.

2. Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь.

3. Объяснение причинно­следственных связей между историческими фактами.

Билет № 25

1. События Первой мировой войны на белорусских землях.

2. Увековечивание памяти об исторических личностях и деятелях культуры Беларуси в Республике Беларусь.

3. Анализ исторических фактов на основе статистических данных.

 

 

 

 

 

Экзаменационные билеты

(повышенный уровень)

Билет № 1

1. Первобытное общество на территории Беларуси: периодизация, материальная и духовная культура.

2. Беларусь во время Октябрьской революции 1917 г.: социально­экономическая и политическая ситуация, результаты преобразований.

3. Характеристика событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

Билет № 2

1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V—IX вв.

2. Провозглашение и образование белорусской государственности в декабре 1917 — июле 1920 г.: направления в белорусском национальном движении и особенности оформления советской формы государственности.

3.                  Анализ содержания исторического документа.

Билет № 3

1. Государственность восточных славян. Княжества на территории Беларуси.

2. Беларусь в условиях германской оккупации и польско­советской войны 1919—1920 гг. Итоги для Беларуси Брестского и Рижского мирных договоров.

3. Соотнесение процессов в истории Беларуси и всемирной истории.

Билет № 4

1. Социально­экономическое развитие белорусских земель в IX — середине XIII в.

2. БССР в годы новой экономической политики: особенности социально­экономического и общественно­политического положения. Участие БССР в образовании Советского Союза.

3. Характеристика социально­экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

Билет № 5

1. Принятие и распространение христианства на белорусских землях в IX — середине XIII в.

2. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности осуществления, результаты модернизации.

3. Сравнительная характеристика процессов истории Беларуси по самостоятельно определенным признакам.

Билет № 6

1. Процесс образования Великого Княжества Литовского: предпосылки и причины, пути включения белорусских земель в его состав.

2. Установление советской общественно­политической системы в конце 1920­х — 1930­е гг.

3. Соотнесение события в истории Беларуси с общественно­историческим процессом.

Билет № 7

1. Государственный строй Великого Княжества Литовского в середине XIII — XIV в.

2. Западная Беларусь в составе Польского государства: политическая и социально­экономическая ситуация, состояние культуры.

3.                 Раскрытие содержания исторических понятий.

Билет № 8

1. Сближение Великого Княжества Литовского с Польшей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и последствия.

2. Политика белорусизации и развитие культуры в 1920—1930­е гг.: основные достижения и отражение социалистического строительства.

3. Раскрытие причинно­следственных связей между историческими процессами.

Билет № 9

1. Изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV — первой половине XVI в. Грюнвальдская битва.

2. Начало Второй мировой войны и воссоединение Западной Беларуси с БССР: причины и исторические уроки.

3.    Характеристика деятельности исторической личности.

Билет № 10

1. Хозяйственное развитие и социальные отношения в Великом Княжестве Литовском в XIV — середине XVI в.

2. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси и их стратегическое значение.

3. Сравнительная характеристика процессов в истории Беларуси по самостоятельно определенным признакам.

Билет № 11

1. Культура Беларуси в XIV — первой половине XVI в. Особенности формирования белорусской народности.

2. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Деятельность белорусских коллаборационистов.

3. Характеристика событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы.

Билет № 12

1. Образование Речи Посполитой и положение Великого Княжества Литовского в ее политической системе.

2. Развертывание массовой борьбы белорусского народа против немецко­фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны: формы, методы, особенности сопротивления.

3.                  Анализ содержания исторического документа.

 

 

Билет № 13

1. Сельское хозяйство и городская жизнь в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVI — XVIII в. Волочнаяпомера. Развитие мануфактурного производства. Магнатское предпринимательство.

2. Освобождение БССР от немецко­фашистских захватчиков: стратегический план и тактика действий. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

Билет № 14

1. Церковь и религия на территории Беларуси в XVI — первой половине XVII в. Реформация и Контрреформация. Распространение униатства.

2. Общественно­политическая жизнь, социально­экономическое развитие, состояние культуры в БССР в 1945—1953 гг. Участие БССР в основании ООН.

3.                 Раскрытие содержания исторических понятий.

Билет № 15

1. Культура Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVII в. Расширение влияния Возрождения.

2. БССР во второй половине 1950­х — первой половине 1960­х гг.: общественно­политическое и социально­экономическое развитие.

3. Соотнесение процессов в истории Беларуси и всемирной истории.

Билет № 16

1. Культура Беларуси во второй половине XVII — XVIII в. Влияние Просвещения.

2. БССР во второй половине 1960­х — первой половине 1980­х гг.: характерные черты общественно­политического и социально­экономического положения.

3. Характеристика социально­экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту.

Билет № 17

1.     Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы.

2. БССР во второй половине 1980­х гг.: изменения в общественно­политической жизни и социально­экономическом положении. Результаты реформирования.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

Билет № 18

1. Белорусские земли после вхождения в состав Российской империи: общественно­политическое, сословное, конфессиональное, социально­экономическое положение.

2. Развитие науки и образования, литературы и искусства БССР во второй половине 1950­х — 1980­е гг.: вклад в формирование индустриального общества, отражение национально­культурных особенностей и исторического прошлого.

3. Соотнесение событий в истории Беларуси с общественно­историческим процессом.

Билет № 19

1. Беларусь в первой половине XIX в. Общественно­политические движения. Результаты реформирования сельского хозяйства. Начало промышленного переворота.

2. Провозглашение и становление Республики Беларусь в первой половине 1990­х гг.: правовое оформление государственного суверенитета.

3. Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие.

Билет № 20

1. Образование и наука, литература и искусство Беларуси в первой половине XIX в.

2. Общественно­политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90­х гг. XX — начале XXI в.: основы государственного строя и выбор модели управления.

3. Анализ общественно­исторического (социально­экономического) явления на основе статистических данных.

Билет № 21

1. Общественно­политические движения в Беларуси во второй половине XIX в.

2. Основные направления социально­экономического развития Республики Беларусь: разработка и реализация белорусской модели.

3. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства.

Билет № 22

1. События российских буржуазно­демократических революций в Беларуси. Белорусское национальное движение.

2. Внешняя политика Республики Беларусь: принципы и многовекторный характер.

3. Высказывание аргументированной точки зрения на одну из проблем исторического развития Беларуси.

Билет № 23

1. Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.

2. Развитие науки, образования, культуры в условиях государственного суверенитета Республики Беларусь: основные достижения.

3.    Характеристика деятельности исторической личности.

Билет № 24

1. Развитие образования и науки, литературы и искусства Беларуси в 60­е гг. XIX — начале XX в. Начало процесса формирования белорусской нации.

2. Достижения белорусского советского и современного олимпийского спорта.

3. Раскрытие причинно­следственных связей между историческими процессами.

Билет № 25

1.      Положение Беларуси в годы Первой мировой войны.

2. Сохранение исторической памяти в Республике Беларусь.

3. Анализ общественно­исторического (социально­экономического) явления на основе статистических данных.